«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ», 14 июля 2009 года
Утро понедельника началось на рынке "Садовод" с митинга протеста. Около тысячи местных торговцев собрались перед зданием администрации, чтобы выразить свое отношение к планам переселения на "Птичий рынок" китайских торговцев с Черкизовского. Накануне "МК" уже рассказывал о ситуации на рынке. Вчера она стала революционной.
Листовки, приглашающие на митинг, появились еще накануне. Поэтому руководство было к акции готово. По словам участников митинга, поблизости находились даже автобусы с ОМОНом, но спецназовцы так и остались в засаде. Житель Подмосковья Виктор, арендатор павильона на строительной части рынка и активный участник митинга, объясняет причины недовольства:
— Китайцы уже выкупили весь рынок запчастей и еще два ряда павильонов на садовом рынке. "Входных" заплатили 80 миллионов рублей. Плюс арендная плата. А нынешние владельцы павильонов получили уведомления о разрыве аренды. В выходные толпа примерно из тысячи китайцев уже ходила по рынку, присматриваясь к новым территориям.
Арендаторов "Садовода" возмутила бесцеремонность, с какой их пытаются выкинуть с насиженных мест. А многие между тем еще даже не успели отбить вложенные в отделку и оборудование павильонов средства.
— "Входных" мы платили по 12-20 тысяч долларов, — рассказывает подмосковный предприниматель. — Плюс расходы на отделку. В исреднем люди потеряют по миллиону рублей.
У Виктора ежемесячная экономика такова: 10 тысяч рублей — арендная плата и еще 35 тысяч — некая "страховка", не прописанная в договоре. В последнее время бизнес идет "по нулям". Виктор говорит, что мог бы перейти на другой рынок — ему все равно, где торговать стройматериалами. Но есть люди, для которых уйти с "Птички" значит потерять клиентов.
Сергей Феклюнин
«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»,17 июля 2009 года
В четверг Черкизон снова бурлил. Несколько тысяч торговцев собрались в ожидании комиссии из Администрации Президента, приезд которой им якобы обещали еще 15 июля, когда "ходоки с рынка явились бить челом на Старую площадь. Никто из чиновников, естественно, не явился. И собрание переросло в митинг.
Вчера впервые с 29 июня торговцев пустили на территорию рынка. К 10 утра площадка размером с футбольное поле была запружена народом. Два десятка легковых милицейских машин и три автобуса с ОМОНом говорили об интересе к мероприятию и со стороны правоохранительных органов.
Когда стало понятно, что ждать гостей больше нечего, началось что-то вроде митинга. Один из активистов, забравшись на стол, зачитал обращение к президенту. Тут же на заготовленных листах стали собирать подписи. Главный смысл петиции: верните нам наши рабочие места.
— Не надо всех стричь под одну гребенку! — выражает общий настрой продавщица Елена. Если есть контрабанда, если есть нелегалы, то и разбирайтесь с ними.
Действительно, в подавляющем большинстве собравшиеся были гражданами РФ. Иностранцы, во-первых, боятся светиться на акциях протеста, во-вторых, часть из них уже перебралась на другие рынки.
— Хозяева полутора тысяч машин с товаром, уже вывезенных с Черкизовского рынка, — в основном китайцы и вьетнамцы, — говорит Павел, хозяин одной из торговых точек. — Они домой уедут, а нам ехать некуда.
На Черкизовском говорят: чтобы вывезти "ГАЗель" с грузом, охране отстегивали по 30-50 тыс. рублей. А на Люблинском рынке, куда переехала часть китайцев, арендная плата выросла аж в 10 раз — с 20 тыс. рублей за место до 200 тысяч. Российские предприниматели сдавать без боя "родной" Черкизон не хотят.
— Здесь же отлаженный центр оптовой торговли, — продолжает Павел. —Только с одной российской трикотажной фабрики продавалось 300 тысяч свитеров в год. На каком другом рынке могут быть такие объемы?
У самого Павла швейный цех в Тверской области. Работают там 13 человек. Сейчас все они отправлены в отпуск. И если торговля не возобновится, останутся без работы.
— Это какое-то безумие со стороны властей, — вступает в разговор еще один торговец, — во время роста безработицы уничтожать столько рабочих мест! Останавливаются целые фабрики,
поставлявшие сюда продукцию. Правительство призывает людей начинать свой малый бизнес, обещает давать на это по 60 тысяч рублей, а тут тысячи предпринимателей, которые уже работают, — уничтожают!
После 11 часов дня народ начал активно расходиться. "Парламентеры" от рынка Михаил и Леонид с пачкой подписных листов снова отправляются в Администрацию Президента. За ними увязываются две женщины, почему-то заподозрившие, что эти два активиста подставные. По всему видно, что страсти вокруг Черкизона только начинают разгораться.
Сергей ФЕКЛЮНИН
В противовес мнению торговцев чиновники начали утверждать, что Черкизовский рынок закрыли, дабы дать импульс развитию нашей легкой промышленности. Но что на самом деле стоит за "операцией по спасению легпрома"? Черкизон открылся уже после того, как отечественный производитель лежал на лопатках, так что наша доля на рынке товаров легпрома (всего 20%) не удивляет.
Легпром лежит в руинах, на его подъем требуются гигантские инвестиции, — сказал "МК" известный политологи публицист Станислав Белковский. — И это не связано с судьбой Черкизовского рынка. Без модернизации не обойтись — российский ширпотреб не пользуется спросом, себестоимость дороже импорта. Представителя отечественного производителя, к которому обратился "МК", озвученная Минпромом версия тоже привела в недоумение:
Занять место импортного ширпотреба? В одночасье, тем более сейчас, отрасль не поднимешь. Сначала нужно отстроить сельское хозяйство и начать производить ткани, возвести заводы по переработке остатков нефти и обеспечиться синтетикой, отладить систему кредитования (китайцы раздают своим беспроцентные ссуды на 10 лет). Судите сами, насколько это реально.
Татьяна ЗАМАХИНА.