В рамках "Недели социализма" прошел семинар о противодействии фашизму
30 апреля закончилась «Неделя социализма и социальных альтернатив в Москве», организованная движением «Альтернативы».
В рамках «недели» проходил семинар «Рост преступлений на почве ненависти в России: юридические аспекты и общественные кампании по противодействию». Дискуссия собрала около 80 участников - от 12 до 60 лет, от школьников до профессоров, но прежде всего в ней приняли участие молодые люди. Представителей политических партий или прокремлевских движений замечено не было. Тему сопротивления фашизму на этот раз обсуждали те, кто не стремится к известности, не любит называть имена и обычно предпочитает разговорам «прямое действие».
Большую часть первого дня семинара занял рассказ юриста правозащитной ассоциации «Агора» Рамиля Ахметгалиева о применении закона о противодействии экстремистской деятельности против активистов антифашистских организаций. По мнению Рамиля, нацисты понятнее и ближе сотрудникам правоохранительных органов, потому что «коротко стригутся, любят милитаристский стиль и хотят строем». Кроме того, они называют себя патриотами, а патриотизм является составляющей государственной идеологии. Антифашисты же ассоциируются с трудно поддающимися контролю неформалами, которые портят правоохранителям статистику.
«Недавно созданные антиэкстремистские центры рассматривают антифашистов как «свой контингент» - это легко читается между строк, а иногда и говориться прямым текстом, - рассказал Рамиль. – На основе дел ижевских антифашистов есть такое ощущение, что наци сотрудничают с правоохранительными органами. Это видно по некоторым преступлениям небольшой тяжести: подрались между собой группы наци и антифашистов, было возбуждено дело против антифашистов, затем участники драки решили прекратить дело путем примирения сторон. Встретились, но договориться не смогли, дело против антифашистов не закрыли, и в материалах дела потом обнаруживается диктофонная запись этого разговора. А в конце записи слышно, как участник этого разговора садится в машину, в которой работает милицейская рация».
Целью семинара было в том числе создание антифашистской сети, способной объединить антифашистов разных политических взглядов и методов действия. «Антифашистская сеть видится мне не как организация, а именно как сеть, сообщество людей, которые занимаются разными вещами, но ради общей цели, - рассказал «ИКД» Алексей, один из авторов этой идеи. - Нельзя, чтобы антифашизм оставался просто ответом на насилие. Ксенофобские настроения распространены в обществе. Этому есть много причин: в том числе, недовольство людей своим социальным положением, ощущение незащищенности и страха за свое будущее, дискриминация мигрантов на законодательном уровне, патриотические программы, которые делают акцент на национальности человека. Чтобы предотвратить угрозу фашизации общества, мы должны расширять социальную базу движения, действовать в тех сферах, которые важны для людей. Антифашизм должен перестать быть субкультурой, он должен стать понятным и доступным для населения».
Несмотря на одобрение идеи объединения усилий как таковой, участникам семинара оказалось непросто договориться о целях и тактике антифашисткой сети. Дискуссия с трудом удерживалась в рамках обозначенной темы: говорили и о психологических корнях фашизма, и о попытках внедрения националистов в разные политические течения. Антифашисты из Новосибирска рассказали, что с 2006 года «русские марши» в городе проводятся под видом православных мероприятий – их посвящают иконе Казанской Божьей матери и заканчивают около одного из церковных соборов. Это не мешает участникам маршей использовать лозунги «России – русскую власть» и «Долой оккупантов» и произносить человеконенавистнические речи. В 2008 году администрация города впервые согласовала марш, а на пути националистов, прикрывающихся православием, попытались встать антифашисты.
Участники семинара обратили внимание на то, что никто не проводит общественных расследований и кампаний, когда имеют место убийства или жестокие нападения на мигрантов. «В результате, мы имеем только статистику, в лучшем случае знаем имя погибшего человека и ничего не знаем о его семье, биографии, личности. И людей эмоционально не задевают эти убийства – они не видят за этой страшной статистикой реальных людей, еще больше привыкают относиться к мигрантам как к людям «второго сорта», только рабочей силе, - считает Олег, антифашист, студент из Ижевска. – Чаще всего дискуссии о проблеме мигрантов ведутся вокруг темы «выгодно-невыгодно их использовать на рынке труда». Такой подход формирует отношение к людям исключительно как к ресурсу. Получается, что в производстве материальных благ функционируют человеческие единицы, судьба которых никого не волнует. Уехал человек или его убили – неважно. Ну выбыла «единица», на ее место поставят другую».
Антифашисты наметили немало возможных направлений деятельности: создание культурного центра, развитие проектов в Интернете, изучение проблемы ксенофобии, просветительство в школах. Последняя тема оказалась не совсем однозначной: одни участники дискуссии призывали больше пропагандировать антифашизм в школах, другие предостерегали от позиции «старшего», идеи которого воспринимаются с недоверием, третьи отмечали, что сам по себе акцент на национальности провоцирует межнациональные конфликты. Но в одном антифашисты были едины: даже если молодежный антифашизм будет сохранять значительную субкультурную составляющую, он должен быть наполнен достаточно глубоким содержанием, чтобы нести в себе альтернативу авторитаризму.