Экономика

«Эффект цунами»

В последнее время денежные власти США и России, видные правительственные чиновники и ряд экспертов делали заявления о том, что острая фаза кризиса уже пройдена, что экономика близка к нижней точке падения и вскоре начнется восстановление экономики. Причем аргументами в пользу такой точки зрения служат, преимущественно, ссылки на рост фондовых индексов главных биржевых площадок мира, имевший место в марте текущего года.

Однако глубокий анализ происходящих в экономике процессов показывает, что современный кризис связан с фундаментальными проблемами экономики, такими как перенакопление капитала (и особенно «фиктивных» финансовых ресурсов, созданных биржевыми спекулянтами) в глобальном масштабе и выявившейся невозможностью его эффективно использовать при сохранении данной системы. Эти системные факторы не будут сняты в ближайшей перспективе. Мало того, мировая элита демонстрирует свою принципиальную неготовность к решению (и даже пониманию) проблем такого уровня. Таким образом, очевидно, кризис будет продолжаться. Оживление на биржах является, с одной стороны, краткосрочным последствием громадных финансовых вливаний в мировую экономику, а с другой стороны являет собою интересный парадокс, который можно назвать «эффектом цунами». Подобно тому, как перед цунами вода уходит от берегов, втягиваясь в растущую волну, мартовский рост биржи предвещает вторую волну кризиса, существенно превосходящую по своим масштабам только что пережитую. Игроки на фоне стремительно ухудшающихся показателей реального сектора стремятся в короткие сроки зафиксировать прибыль перед очередным резким падением (благо, финансовые инъекции правительств насыщают рынок деньгами).

Причем, что касается России, то она только теперь начинает по настоящему испытывать на себе все последствия кризиса. До этого огромные резервы позволяли удерживаться от катастрофы. Еще в феврале накопленные остатки спасали, особенно в случае с региональными бюджетами, получавшими крупную помощь от федерального центра. Однако уже сейчас целый ряд регионов стоит на пороге банкротства. В поправках к региональным бюджетам предусматривается существенное сокращение финансирования таких областей как культура, социальная сфера, образование и наука.

Поскольку большинство предприятий не способны рефинансировать свои долги и проедают оборотные средства, то власти вынуждены идти на срочные меры. В их числе возможен запуск инфляционного механизма. Правительство будет кредитовать предприятия в рублях, сознательно обесценивая при этом национальную валюту.

Этот процесс будет усилен эффектом глобальной инфляции. Почти все правительства заинтересованы в ослаблении национальных валют для поддержания конкурентоспособности своих экономик. Причем, администрация США уже фактически встала на этот путь: девальвация доллара, вероятно, станет главной (хотя и не афишированной) частью «плана Обамы». Темпы и характер мировой инфляции станут главной интригой развития экономики в текущем году. Очень важно, во что инвесторы станут направлять свои активы в условиях стремительного обесценивания денег. Шанс, что таким активам станут углеводороды (что могло бы поддержать российскую экономику) очень мал, особенно учитывая сокращение реального производства.

По мере роста инфляционных явлений, российские власти будут испытывать все больший соблазн поддерживать реальный сектор за счет ускорения инфляции. Уже к осени вопрос может встать настолько остро, что, выбирая между спасением денежной и налоговой систем, власть потеряет свой монолитный характер и расколется на враждующие группировки.

Власть: конец единства

До сих пор глубокий экономический кризис скорее сдерживал процесс распада правящего режима, о котором столько говорили аналитики. Проблемы сплачивали все группы влияния перед лицом роста социального протеста. Кроме того, правительство, несущее ответственность за объективно ухудшающуюся обстановку, само занималось собственной «дискредитацией» в глазах населения и даже, отчасти, бизнеса и политической элиты. В таких условиях противостояние внутри власти росло крайне медленно. Однако необходимость выбрать тот или иной курс в крайне тяжелых условиях, может уже в конце лета или осенью развалить правящий «тандем» Президента и премьера.
Однако линия раскола гораздо глубже. Она может разделить и противопоставить сравнительно успешные и богатые регионы, с одной стороны, и те субъекты РФ, которые пострадали от кризиса наиболее сильно, с другой; представителей финансового и промышленного капитала; наконец, крупный бизнес и остальную часть предпринимательского сообщества.

Немаловажным фактором в текущем году может стать и социально-протестное движение. В этой области уже заметен некоторый подъем, пока не приведший, правда, к существенному изменению социально-политической ситуации в стране. Однако вторая волна кризиса, которая может начаться уже в конце апреля, когда российские предприятия столкнутся с проблемами при возвращении долгов западным кредиторам (по сведениям О. Дерипаски сумма очередных выплат по долгам предприятий крупного российского бизнеса приближается к 300 млрд. $), продемонстрирует неспособность правительства справиться с последствиями кризиса, а также существенно повысит уровень недовольства населения и значительно расширит число граждан, непосредственно пострадавших от кризиса.

Учитывая, что процесс роста социальной активности идет все-таки достаточно медленно (в силу целенаправленного культивирования властями социальной пассивности граждан и других факторов), всплеска протестной активности (забастовок, голодовок, массовых уличных выступлений и т.д.) следует ожидать осенью-зимой 2009-2010 гг.

По мнению экспертов, рост социальной активности может проявиться в двух формах. С одной стороны, если власть найдет в себе силы адекватно отреагировать на объективную активизацию широких слоев общественности, это может привести к расширению партийно-политического пространства в стране за счет новых игроков (особенно левой, социальной направленности). С другой, нарастание уличного протеста и трудовых конфликтов может привести к дестабилизации ситуации в России, особенно если власть не позволит новым силам создавать соответствующие политические инструменты (в том числе новые политические партии) в легитимных рамках. В таком случае, ситуация может стать неуправляемой. Раскол власти и элиты в целом на фоне роста протестных выступлений, может создать положение близкое к тому, которое существовало в Украине накануне «Оранжевой революции» 2004 г.

Рассылка "Левого Фронта"