Полезные советы
Политическая деятельность не ограничивается раздачей листовок, организацией маршей протеста и пикетов. Очень важным средством борьбы является искусство. С его помощью мы не только заявляем о своем отношении к политическим и социальным проблемам, но и даем людям представление о нашем отношении к жизни вообще. Известно, что музыка - великолепное средство коммуникации. Оппозиционный активист из Твери Михаил Галайда организовал несколько рок-концертов. Мы попросили его рассказать об этом процессе.
Мы проводили три концерта и у каждого была собственная специфика. Вообще же, главный вопрос - это, какие цели вы ставите при проведении контркультурной акции, чего вы ей хотите добиться. Все три раза, что мы проводили концерты, мы хотели сделать ими нечто большее, чем обычная пропаганда и агитация. Превратить его в ВЫЗОВ системе, чтобы она не могла не среагировать на него, не будучи уязвленной, с одной стороны, и с другой - превратить его в пробу системы на прочность, в массовые беспорядки.
С практической стороны, организация подобных мероприятий несложна. Необходимо чтобы были помещение и хотя бы минимальная звукоаппаратура. Но как показывает практика, именно это и представляет собой главную трудность. В Твери, например, такого помещения для концерта у нас нет, поэтому приходилось арендовать. Аналогично и со звукоаппаратурой. Вообще же для проведения подобных мероприятий идеально подходят различные ДК - там, как правило, и арендные цены ниже, чем в специализированных клубах, и дополнительно за звукоаппаратуру платить не надо: она либо входит в арендную плату, либо её можно принести самим, если таковая, конечно, имеется. Также в ДК намного меньше контроля, относительно содержания концерта и политики его организаторов, чем в специализированных клубах, которые очень боятся за свою "репутацию", поэтому стараются тщательно пресекать любой "экстремизм". Но со своей звукоаппаратурой также могут быть определённые трудности. Если вы решили пригласить для участия в вашем концерте известных местных (и не только) музыкантов - вряд ли они согласятся играть на минимальной звукоаппаратуре (а у нас такие случае были). А это дополнительные траты, которые могут быть вам и не по силам. Поэтому мы всегда стараемся, чтобы в концертах принимали участия группы, которые разделяли или сочувствовали бы нашим политическим убеждениям, и чётко понимали, что данный концерт - это не только музыка, но и политика, поэтому некоторые музыкальные моменты могут и должны отходить на второй план (хотя, конечно, если бы мы могли решить эти проблемы, то они бы были решены). Это что касается формы концерта.
Перейдём к содержанию. Надо, на наш взгляд, чётко себе представлять, что не существует сейчас отдельно музыки, бизнеса и политики. Они переплетены и взаимосвязаны. Поэтому и революционный концерт, во многом представляет собой мета-действие: он выполняет функцию и политической пропаганды и коллективного организатора (помогает собрать вместе потенциальных активистов), и финансовую (продажа билетов, например, которая вполне может пополнить кассу организации), и культурную (творческое самовыражение участников, а также попытка сконструировать альтернативную музыкальную сцену города).
В связи с этим ключевое внимание нужно уделять рекламной кампании концерта. Как показывает наш опыт, самый эффективный способ - это развесить афиши в учебных корпусах вузов, техникумов, ПТУ и школ, в студенческих и рабочих общагах (там живут как правило молодые рабочие), а также поклеить их в центре города. Здесь уже максимальный эффект будет зависеть от активности организаторов - чем больше учебных заведений и общаг они обойдут и развесят объявления, тем больше народа узнает о концерте и будет включено в его обсуждение (независимо от их прихода на концерт), а следовательно тех идей, что будут пропагандировать организаторы. Кроме того, ещё одно очень важное преимущество такого способа рекламы концерта - это то, что в учебных заведениях и общежитиях объявления, как правило, не срывают довольно долгое время. В центре города же, оклейка во многом осуществляется "ради приличия", так сказать, для закрепления информации (как показывает практика, не многие молодые люди постоянно ездят в центр, например, учащиеся ПТУ, школ, некоторых техникумов и молодые рабочие). Идеально начинать рекламную компанию за 8-9 дней, чтобы уже за неделю до концерта, максимальное количество народа было бы о нём оповещено.
Очень важно в этой связи выработать эстетику концерта - афишу и входные билеты. В политическом революционном концерте нет мелочей. Мы, например, придерживаемся принципа революционного минимализма в плакаточной эстетике (как контраст на фоне яркой и картиночной масскультурной продукции): разнообразие не за счёт картинок и рисунков, но разной подборки шрифтов и комбинации чёрно-белой цветовой гаммы. И ещё один очень важный момент - лучше не подписывать на афише называние организации: с одной стороны, зачем лишний раз ДО концерта привлекать к себе внимание гэбэ, ментов и администрации помещения (это может кончиться срывом концерта), а с другой -политикой должна быть проникнута внутренняя атмосфера концерта.
Есть один очень интересный пропагандистский ход - настаивайте, что у вас есть собственные билеты, или что вы их изготовите сами. У нас в Твери по этому поводу сложилась следующая ситуация - вместо "обычного" входного билета, мы использовали листовки (специальное приложение газеты, формат А-4 с двух сторон), где излагали свои политические взгляды. Скандалы получаются большие, но и положительный эффект не меньше. Также по поводу платы за помещение и звукоаппаратуру - если есть возможность, лучше сбавлять цену на билет как можно больше, например, на нашем концерте "Рок против войны", который стал самым крупным в Твери рок-концертом за 2003 год, цена на билет была 10 руб (фактически символическая, но если учесть, что пришло около 300 человек, то сумма получилась для организации довольно значительная - на неё мы следующее полугодие регулярно издавали газету и листовки). Необходимо учитывать, что не многие имеют возможность посещать дорогие концерты, а при небольшой цене - начинает играть фактор доступности. Но бесплатно лучше не проводить - не из-за банальной жадности; если функцию входного билета будет выполнять политическая листовка, то надо заинтересовать людей, чтобы они её взяли, а потом и прочитали. Когда они платят деньги, пусть и во многом символические, за вход, то они в подавляющем большинстве случаев, прочитают и столь необычный входной билет (логика проста, людям интересно, за что же они деньги платили).
Революционный концерт, на наш взгляд, должен представлять собой нечто большее, чем обычный концерт. Он должен быть синтезом политического митинга и музыкального выступления: митинг-концерт. Здесь крайне важны две составляющие: декорации и политические выступления в перерывах между песнями (группами). Ещё Брехт показал, как радикально связаны декорационное ОФОРМЛЕНИЕ места, где будет проходить представление и ВОСПРИЯТИЕ самого представления. Например, просто выступление группы, это одно, но когда этому выступлению сопутствуют плакаты, развешанные по периметру зала, когда позади сцены висит большой революционный баннер и флаг организации - то это уже совсем другое восприятие происходящего. А если ещё со сцены раздаются и политически грамотные речи-лозунги, то создаётся довольно интересная атмосфера. Хотя и здесь важна реакция администрации помещения - она может запретить наглядную пропаганду (но здесь можно всё организовать в последний момент и поставить её, что называется, перед фактом).
Есть ещё одна немаловажная деталь, которой мы стараемся неукоснительно следовать при проведении всех наших концертов - это представление о революционном концерте, как некоем пробном шаре построения нового общества, пусть и ограниченного во времени и в пространстве. Поэтому все те принципы, на которых мы хотим построить новое общество, должны быть максимально полно реализованы на нашем мероприятии (пусть и в неизбежно деформированном виде) - главным образом, это касается принципа САМООРГАНИЗАЦИИ. Мы принципиально отказываемся от специализированной охраны, но перед концертом, говорим пришедшим, что концерт организован для них, поэтому не надо ничего ломать в помещении. Хотя, конечно, обычно один товарищ сидит на сцене, но и он старается быть как можно более незаметным. Люди должны понять, что всё что происходит на сцене и в зале, это ИХ и для НИХ. Пробуждение сознательности, ещё один очень важный компонент таких мероприятий.
В завершении, ещё раз хотим подчеркнуть главное - в революционном концерте нет мелочей. Здесь важна КАЖДАЯ деталь, ибо каждая деталь может стать носителем не только своей узкоспециальной функции, но и классового сознания (пример с билетами).